Габдрахима Мендешева можно назвать прирожденным сыщиком. Отдельные эпизоды из его жизни и работы по драматизму превосходят самые закрученные сюжеты «ментовских» сериалов и достойны воплощения на экране. За свою карьеру он принимал непосредственное участие в раскрытии самых громких преступлений 80-х и начала 90-х годов.
Будущая легенда угрозыска Казахстана Габдрахим Мендешев родился в небольшом рыболовецком колхозе Амангельды в Атырауской области. Окончив среднюю школу, парень приехал в Гурьев (ныне Атырау), он пытался поступить в рыболовецкий техникум, но, не зная русского языка, провалил экзамены. Вернулся домой, помогал родителям. Окончил 10 классов в школе-интернате в соседнем поселке.
— В 1957-м меня призвали в армию. Полсрока служил в Красноярске, еще полтора года провел в Томске-7. Это закрытый город, где располагалось засекреченное военное производство. С нас взяли подписку о том, что в течение 25 лет мы не будем разглашать ничего из того, что там увидим. Мы толком ничего и не видели. По ночам под строгой охраной из цехов вывозили какую-то продукцию. Сами рабочие тоже не знали, что производят.
Служба помогла Г. Мендешеву получить жизненную закалку. В это время он увлекся спортом и научился ездить на лыжах. Кроме того, в армии ему довелось в первый раз проявить свои сыскные таланты на практике. Опасаясь, что кто-то из сослуживцев может украсть у него комплект теплых рукавиц, Габдрахим спрятал в глубине одной из них бумажку со своим именем. Через несколько дней рукавицы действительно пропали. Габдрахим обратился за помощью к командиру. Тот построил всю роту на улице и приказал вытянуть руки. Предусмотрительный солдат ощупал каждую из них и быстро нашел ту, где была спрятана бумажка с его именем. Офицер похвалил Габдрахима за смекалку.
После демобилизации Габдрахим Мендешев вернулся в родную Гурьевскую область. К этому времени он решил связать свою жизнь с поиском преступников.
— Один из родственников работал в Гурьевском ГОВД и пригласил меня на должность паспортиста. Затем из МВД в Гурьев пришла разнарядка на набор абитуриентов в Алма-Атинскую среднюю специальную школу милиции. После ее окончания выпускник получал звание лейтенанта и гарантированную работу в милиции. Я решил, что для меня это неплохой шанс, и подал документы для поступления.
В 1963 году Г. Мендешев окончил школу милиции, предстояло распределение. Он попросился в уголовный розыск, и был назначен оперуполномоченным Фрунзенского (ныне Медеуского) района Алма-Аты.
— В мои задачи входили раскрытие преступлений, поиск улик и передача всех материалов следователю. Я опрашивал свидетелей, искал вещдоки. Конечно, не обходилось и без работы с информаторами. Многие граждане тогда охотно сотрудничали с органами. Иногда приходилось добиваться признания от преступников.
Первым серьезным делом Мендешева стало убийство женщины в зоне отдыха в горах. На месте преступления были найдены следы застолья. Милиционеры сразу поняли, что преступник был близким знакомым убитой. Чтобы установить ее личность, они ждали, когда родственники заявят о пропаже женщины. Не дождавшись этого, решили дать информацию о ней по ТВ, но сделали это хитро, заявив, что жертва выжила и находится в больнице, а медикам требуется помощь в установлении ее личности (так они хотели не спугнуть преступника). Вскоре в отделение обратилась женщина, которая заявила о том, что знает пропавшую. Под видом врача оперуполномоченный Мендешев встретился с ней. Та оказалась соседкой обнаруженной женщины и, разоткровенничавшись с «доктором», упомянула, что дома у убитой часто бывал младший брат ее мужа. Его задержали, и вскоре он во всем сознался. Таким образом, применив хитрый прием, который в органах называют комбинацией, Мендешев вышел на след убийцы. Позже в своей практике он еще не раз будет применять такие комбинации.
Мендешеву не раз приходилось участвовать в опасных операциях. Однажды, рискуя жизнью, он внедрился в шайку бандитов — квартирных воров.
Успешно раскрытые дела помогли Мендешеву продвинуться по службе. Он стал старшим оперуполномоченным. Заочно поступил на юридический факультет КазГУ, затем учился в Москве, в Академии МВД СССР. Получив специальность управленца в сфере охраны правопорядка, Габдрахим Мендешевич был назначен начальником отдела уголовного розыска Управления транспортной милиции.
— Я расследовал преступления на железной дороге. В основном это были кражи из товарных вагонов. Приходилось много ездить между городами Казахстана. В 1979 году меня вызвал к себе министр МВД республики и предложил возглавить РОВД Калининского (ныне Бостандыкского) района. Район в плане охраны правопорядка находился в запущенном состоянии, разыскиваемость была низкой.
В 1984 году Мендешев вновь вернулся на республиканский уровень, став заместителем начальника Управления уголовного розыска МВД Казахстана. Принимал непосредственное участие в раскрытии многих громких дел того времени. Одним из таких дел стала пропажа диктора телевидения Бахытгуль Ходжановой.
— В конце 1982 года муж Бахытгуль Исатай Ходжанов обратился в милицию. Он рассказал, что пару дней назад его супруга вышла вечером с работы и не вернулась домой. Он подумал, что она зашла к кому-то из знакомых, и забил тревогу только на второй день. Ходжанова была известным человеком, диктором республиканского ТВ, и к ее поискам подключились специалисты МВД СССР и Казахстана. Расследованием занимались в течение нескольких лет, но следов пропавшей телеведущей так и не нашли. Я слышал об этом деле, но работал тогда в Калининском РОВД, а преступление произошло в Октябрьском районе.
— Через два года, когда я был назначен замначальника управления угрозыска и в мои обязанности вошел розыск без вести пропавших, я вновь заинтересовался этим делом. Мое подозрение сразу пало на мужа пропавшей. Следователи, которые вели дело, тоже отрабатывали эту версию, но Исатай выглядел слишком положительным. Характеристика с работы была хорошей, соседи говорили, что они с женой не ругались. Кроме того, за него заступился зять. Отец ведущей был почетным рисоводом Кызылординской области. Он был на приеме у Кунаева и попросил его найти дочь, но при этом не бросать безосновательных подозрений на его зятя. Я же, когда взялся за дело, заметил несколько обстоятельств, говорящих не в его пользу. Во-первых, он обратился в милицию не сразу, а только через полтора дня. Во-вторых, примерно за месяц до этого, он лично отправил детей поездом к родственникам. Кроме того, после пропажи жены он опустился и начал пить. Его задержали на 15 суток за мелкое хулиганство, и я воспользовался этим шансом. На допросе привел ему свои доводы и сказал, что признание облегчит вину, т.к. убийство будет квалифицировано как бытовое. Вскоре он сознался, что постоянно ревновал свою жену. Однажды в порыве гнева ударил ее скалкой по голове. Обнаружив, что она умерла, в страхе закопал тело в подвале дома. Мы обнаружили тело Ходжановой там, где он указал.
В 1983 году Габдрахим Мендешев принимал активное участие в поимке прогремевшей на весь СССР банды «Шакалов».
В 1990-м за заслуги перед органами, высокий профессионализм и мужество при разоблачении бандитских групп, Габдрахим Мендешевич был награжден орденом Красной Звезды.
В 1992-м уже в независимом Казахстане Мендешев принимал участие в операции по освобождению заложников — пассажиров рейсового автобуса, захваченных бежавшими из-под стражи преступниками в Кызылординской области. Опытный офицер вел переговоры с захватчиками и помогал разрабатывать план их уничтожения. В результате операции двое бандитов были ликвидированы в аэропорту Шымкента, а все заложники остались живы. За эту операцию Мендешев был награжден почетной грамотой из рук президента РК Нурсултана Назарбаева.
В 1992 году в Алматы объявился маньяк, наводивший ужас на молодых студенток. Он насиловал и убивал девушек на территории КазГУграда. В общей сложности он убил семь человек. Группой по поимке серийного убийцы руководил Габдрахим Мендешевич.
— Полгода мы гонялись за преступником. Одна из жертв после изнасилования выжила, но не захотела сразу обращаться в милицию, не желая предавать историю огласке. После очередного опроса студенток она все же рассказала нам о нападении и описала маньяка. Мы составили ориентировку на преступника и проверяли всех жителей в квадрате улиц Маркова – Аль-Фараби – Ауэзова – Ботанический бульвар. У нас появился подозреваемый, который соответствовал описанию. Это был неженатый и безработный мужчина. Мы взяли у него анализ крови, но экспертиза показала, что его группа не соответствует группе крови, полученной из образцов спермы насильника. Пришлось отпустить подозреваемого. Через какое-то время произошло еще одно убийство. Потом появилась еще одна выжившая жертва. Она описала нам маньяка, и его приметы вновь совпали с задержанным нами подозреваемым. Мы арестовали его дома, когда он стирал с брюк следы крови. Повторно взяв анализ крови, я отправил его в Москву. На этот раз проба совпала с группой насильника. В первый раз эксперты ошиблись, и эта ошибка стоила жизни одной из жертв маньяка.
В 1992 году Мендешев расследовал первое в истории независимого Казахстана заказное убийство директора Карагандинского металлургического комбината Александра Свичинского. Он был застрелен из обреза в фойе своего предприятия. Преступники быстро скрылись с места преступления на «запорожце» и их не удалось задержать.
— Незадолго до этого состояние дел на «Кармете» приезжал проверять сам Назарбаев. Он взял дело на личный контроль, и в Темиртау приехала большая группа начальства во главе с министром МВД Шумовым. Я обратился к нему и попросил создать отдельную опергруппу по расследованию дела. Включил в группу 20 человек, и мы начали проверять все связи Свичинского. В ходе отработки один из информаторов сообщил нам, что некий Суров, водитель начальника одного из цехов комбината, сидя в ресторане с друзьями, высказывал недовольство новым директором и обещал посчитаться с ним. Вскоре выяснилось, что он работает на бывшего замдиректора «Кармета», которого незадолго до этого убитый понизил в должности. Мы задержали этого водителя. В подвале его дома был обнаружен обрез и тот самый «запорожец», на котором скрылись убийцы. Через три дня задержанный рассказал, как все было. Шеф поручил ему найти людей, чтобы устранить Свичинского. Суров познакомился в гостинице с тремя литовцами, которые приезжали в Темиртау продавать запчасти. Они согласились исполнить заказ за определенную плату. Собирая доказательства, нужно было установить личность этих литовцев. После развала СССР отношения с Литвой у бывших советских республик были натянутые. Я начал искать выходы на их МВД и узнал, что они сотрудничают с МВД Белоруссии. Через белорусских коллег вышел на литовскую полицию. Приехав в Литву, мы установили личности исполнителей убийства. Вскоре были задержаны и заказчики. Литовцы отказались выдавать своих граждан и судили их у себя. Одного приговорили к расстрелу. У нас к высшей мере приговорили заказчика, а водитель Суров отделался пятью годами тюрьмы.
В 1993 году Габдрахим Мендешев был назначен начальником Главного управления уголовного розыска МВД Республики Казахстан. В это время в стране наблюдался рост преступности. Бандиты и ОПГ терроризировали недавно появившихся частных предпринимателей. Одним из самых одиозных лидеров преступного мира Казахстана того времени был знаменитый рэкетир Рыжий Алмаз. Однако даже самые матерые бандиты боялись и уважали полковника милиции Мендешева.
— Какое-то время банда Рыжего Алмаза в определенной степени была нам даже выгодна, т.к. они не пускали в страну банды из Грузии и Узбекистана. Однако Алмаз начал слишком тесно контактировать с узбекским авторитетом Салимом. Я решил поссорить их и путем монтажа снял видео, на котором Рыжий Алмаз якобы сдает нам своего узбекского коллегу. Через преступные круги удалось передать эту кассету Салиму. Между бандитами было разбирательство. После этого Алмаз распространил в преступных кругах сведения, что подделку сделал я. Я вызвал его к себе и потребовал доказать, что кассета — моих рук дело. Бандит не смог сделать этого и взял свои слова назад.
В 1994 году Габдрахим Мендешев покинул органы, открыв частную охранную фирму «Альфа-К», которая оказывала услуги крупным отечественным и иностранным компаниям. Ветеран полиции лично обучал охранников и телохранителей приемам самообороны. Сейчас Габдрахим Мендешевич на пенсии. Дети и внуки нашего героя пошли по его стопам. Старший сын стал прокурором Алатауского района. Один из внуков учится сейчас в Карагандинской академии МВД. В 1998 году полковник Мендешев написал мемуары «Профессия — сыщик», которые могут стать отличными учебным пособием для молодых сотрудников полиции.
— Мне нравилась моя работа, — поделился Г. Мендешев. – Я посвятил свою жизнь борьбе со злом и надеюсь, что мне удалось преуспеть в этом.
Святослав Антонов