Она еще в детстве мечтала быть судьей, но отец советовал выучиться на экономиста. И всё же мечту свою осуществила: сегодня немало атыраусцев знают Гульнар Нуржигитову как профессионального, отличного и беспристрастного арбитра.  Которой даже посчастливилось показать свои способности  перед Президентом.

«Родилась я в Жамбылской области. В моей семье из восьмерых детей я единственная юрист. Хотя, до седьмого класса мечтала стать врачом, как и все, наверное, дети.  А потом начала грезить работать судьей.  Тогда тетя, сестра мамы, работала в суде в Жамбылской области, – возможно, именно она повлияла на выбор профессии. С того момента не изменяла мечте», начинает свой рассказ Гульнар Молдияровна.

А ведь советов, предложений – куда пойти учиться, у Гульнар была масса. Например, отец настаивал – поступай в Нархоз, на экономиста.  «Мой отец Нуржигитов Молдияр был единственным ребенком в семье. Учился он в послевоенные годы. Школу окончил с золотой медалью и поступил в Сельхозинститут в городе Алматы, выучился на инженера-механика. Работал на руководящих должностях, был директором Луговского ремонтно-механического завода, председателем колхоза-миллионера Трудовик, – рассказывает наша героиня. – Мама Бекмурзаева Зиякуль по профессии педагог. Она, правда, не долго работала – занималась нашим воспитанием. К слову, то, что мы получили хорошее образование – ее заслуга. Ведь мама неустанно занималась нами, прививала в нас ответственность, добропорядочность, уважение к старшим, к родителям, помогла в выборе жизненного пути.  Сейчас я, будучи матерью, бабушкой, понимаю – насколько   моя мама мудрая, сильная женщина. И очень горжусь своими родителями. Между тем, поскольку отец Гульнар Нуржигитовой имел техническое образование, хотел, чтобы и у его наследников было такое же. Тем более, все дети имели склонность   к естественным наукам, хорошо знали математику, физику.

«В семье было пять девочек, трое сыновей, – продолжает Гульнар Молдияровна. – Пять девочек окончили школу с золотой медалью. Трое сыновей хорошисты. Сестра и брат получили образование в Москве, еще один брат – в Ленинграде.  Старшая сестра училась на факультете кибернетики в московской Тимирязевской академии, окончила с красным дипломом, сейчас кандидат экономических наук. Другой брат – кандидат сельскохозяйственных наук. Все заняты работой в разных отраслях: кто-то на государственной службе, кто-то вице-президент крупного завода, кто-то предпринимательской деятельностью занялся».

Тем временем, в школе, где Гульнар была секретарем комсомольской организации, членом бюро райкомсомола, предлагали работать по этой линии.«Но я всем сказала, что мечтаю стать судьей. Так и поступила в КазГУ на юрфак, сдав один экзамен на пятерку, так как была медалистом. Мы тогда писали сочинение. Проучилась там с 1977 по 1982 годы. А после окончания университета меня направили на работу в адвокатуру г. Гурьева».

                               Как попала в Атырау

Как же девушка родом из Жамбылской области попала в Гурьев, спросите вы?  В 1982 году Гульнар вышла замуж за гурьевчанина Калыбая Тулеулиева, с которым   вместе учились на юрфаке. Так их вместе и распределили – Гульнар в адвокатуру Гурьева, мужа – в милицию. «Я пятнадцать лет проработала адвокатом. И все же желание стать судьей меня не покидало, – продолжает Гульнар Молдияровна. – И вот в 1996 году выходит закон, который дает возможность желающим специалистам стать судьей путем сдачи экзаменов. Сдала документы. Меня пригласили в Алматы, тогда было первое компьютерное тестирование, которое я успешно сдала. И Указом Президента РК 8 января 1997 года назначена на должность судьи Атырауского городского суда».Гульнар Нуржигитова проработала в городском суде до августа 2002 года. Последующие пять лет – судьей в экономическом суде.  А с 2007 и по октябрь нынешнего, 2018 года, трудилась в атырауском областном суде.

                                      Идите с миром!

В общей сложности представителем Фемиды Гульнар Молдияровна являлась более 20 лет. «Работа судьи – тяжелая, ответственная. Но все трудности преодолеть помог в первую очередь супруг. Он меня понимал, всегда поддерживал: наверное, потому что тоже был юристом. Детям тоже благодарна – хорошей учебой, примерным поведением они не создавали проблем, и я могла полностью отдаться работе. Ведь говорят же, чтить родителей – это не создавать проблем для них. Отмечу и моих двух свекровей, которые мне также помогали растить детей и даже внуков. Их роль в моей жизни огромна».Гульнар Нуржигитова признается, что очень любит свою профессию.- Я всегда старалась разрешать споры по справедливости.  Вот сейчас много говорится о примирительных процедурах. А мы ведь и тогда старались дела заканчивать миром!  И когда действительно всё заканчивалось миром, получали огромное удовольствие и удовлетворение от своей работы, и были счастливы. В горсуде Гульнар Молдияровна рассматривала уголовные, административные и гражданские дела, а с 2002 года – только гражданские.

                                         Мать есть мать

«Много было интересных дел, но одно удивило. Работала я тогда в городском суде. Однажды поступил иск о лишении родительских прав матери двух детей.  Она не занималась их воспитанием, выпивала.  Когда я разговаривала с детьми, ожидала, что они будут ругать свою маму, жаловаться на нее. А вышло наоборот: ребята  защищали ее, говорили, что их мама – самая лучшая, что она занимается ими. При мне они крепко и так тепло обняли свою маму!  Я тогда ведь даже прослезилась   и поняла: какая бы ни была, все равно мать есть мать. И не стала лишать эту женщину прав на детей.  Но предупредила, что такой иск может быть подан повторно. Повторного иска не последовало: мать одумалась!».Кто не работает, тот не ошибается – эту поговорку все знают. Вот и с Гульнар Нуржигитовой так бывало, она это не скрывает. «Случалось в моей практике, что и ошибалась, были пересмотрены некоторые решения. Подвергались изменениям вышестоящим судом. Но ни одного грубого нарушения допущено не было.Вообще, профессия судьи очень ответственная. И на моем письменном столе всегда лежал кодекс судейской этики.  Время от времени я его перечитывала.Как-то вычитала у одного известного юриста в интервью, что судья должен быть безупречно корректным, немногословным, обладать фанатическим терпением, быстрым умом и сразу вникать в суть спора. И в своей профессии руководствовалась этим девизом. Да, судьи не имеют права показывать свои эмоции, они должны быть беспристрастными. Решать должны объективно, законно, справедливо, ведь за каждым делом стоит человек», – подчеркивает наша героиня.Между тем, Гульнар Молдияровна несла и общественную нагрузку. В течение десяти лет возглавляла учебный центр областного суда. Занималась обучением молодых судей и специалистов. А еще была встреча с… Президентом страны!

–  Я в присутствии Елбасы открывала учебный центр. Затем презентовала учебный центр в Верховном Суде. Это – незабываемые факты из моей общественной жизни как судьи. Встреча с Президентом, здороваться с ним за руку, я просто не могу описать свои чувства в тот  момент!  И сейчас я  это вспоминаю с гордостью и неописуемой радостью!

Сегодня Гульнар Нуржигитова – судья в отставке. Кстати, вместе с супругом, который проработал в милиции 30 лет: работал следователем  в шестом отделе по особо сложным делам, а последние 15 лет находился в должности  начальника управления дознания ДВД Атырауской области. Ныне – полковник полиции в отставке. Зато дети продолжают так сказать династию:

Две дочки из троих имеют юридическое образование, правда, работают в разных отраслях. Быть может, внуки станут судьями, как их ажека, бывший арбитр?

Но  бывших судей не бывает и наша героиня по-прежнему в гуще событий, касаемых Фемиды. “Поддерживаю начинания председателя Верховного Суда Ж. Асанова   по подбору кадров, поскольку судьями должны работать грамотные люди, высокие профессионалы. И то, что включили письменный экзамен, – очень радует. По уменьшению нагрузки на судей также своевременно было принято решение. Судьи должны разрешать спорные вопросы и не заменять другие органы. Судья должен отправлять правосудие законно”, – с гордостью заключает Гульнар Нуржигитова.

Автор: Надежда ТУЛИНА.  

Фото из архива Гульнар Нуржигитовой.