Перспективы организации туристических маршрутов в этом регионе, пока мало известном в Казахстане, безусловно, должны быть. И на то есть конкретные основания: уникальный ландшафт региона, богатого природными достопримечательностями, его выгодное географическое положение, включая соседство с растущим городом Аксаем, с крупнейшим Карачаганакским месторождением газа и нефти, и близость государственной границы с Россией. В этом убеждена аким Чингирлауского района Западно-Казахстанской области А.Б.МУХАНБЕТЖАНОВА. В интервью нашему изданию она рассказывает, чем привлекателен Чингирлау, а также делится своим видением реализации туристических проектов в районе.
– Алия Бигазиевна, Вы поднимаете весьма востребованную на сегодня проблему развития отечественного туризма, с чем это связано?
– Чингирлауская земля – край своеобразной природной красоты, уникальность ее природного ландшафта в том, что у нас есть горы, озера и полноводные реки, лесные колки, песчаные барханы и даже водопад. Местное население бережно хранит легенды, связанные с происхождением названий природных достопримечательностей.
Вместе с тем в свете современных тенденций мы четко осознаем, что мультипликативный эффект от туризма в конечном итоге может стать отличным источником пополнения бюджета, создания дополнительных рабочих мест и решения многих социально-экономических проблем.
– Итак, что можно посмотреть в Чингирлау туристам, что может «зацепить» любителей, скажем, эко и этнотуризма?
– Для начала мы выбрали семь памятников природы. С каждым из них связаны интересные легенды. К сбору материалов были привлечены местные краеведы, экологи, педагоги, журналисты. Фольклорный материал мы собирали около года – у аксакалов оказалось множество историй. О некоторых из достопримечательностей есть упоминания в сказаниях известных жырау XV–XVII веков.
Вот, к примеру, реку Чингирлау, горы Торыатбас и Қыземшек связывает очень красивая легенда.
В давние времена жили два бая – Едиль и Жайык. Решили они поженить своих детей. В назначенное время приехал сын Едиля. Преодолев сотни километров, он не сразу заехал в аул своей невесты.
– Скажи баю, что приехал его зять. Пусть прикажет поставить две юрты – для меня и моего коня. В юрту для коня пусть поставят два корыта, одно – с водой, другое – с молоком, – передал он просьбу.
К юрте с конем джигит попросил приставить охрану. Но от людского любопытства не спрячешься. Ночью женщина прорезала в кошме дырку, чтобы одним глазком взглянуть на статного скакуна, которого так оберегают. Увидела и вскрикнула от удивления – конь-то был крылатый. Стоял он, опустив одно крыло в молоко, другое – в воду. От возгласа женщины лошадь испугалась и издохла. Джигит похоронил крылатого скакуна. Он уехал домой, где вскоре умер от тоски. Узнав это, его невеста плакала каждый день. Она не смогла пережить утрату.
Народная молва гласит, что на могиле крылатого коня и возникла гора Торыатбас – самая высокая точка района. Гора находится вблизи нынешнего Актауского сельского округа. У ее подножья растут редкие растения, многие из которых имеют целебные свойства, а красота местности просто завораживает.
Легенда также гласит: там, где похоронили дочь бая, появилась гора Қыземшек, а слезы девушки дали начало реке Чингирлау (в казахском варианте – Шыңгырлау)
А вот, что узнаем из другой легенды. Согласно ей, в этих краях жил строгий хан, у которого долгое время не было детей. Но Бог услышал его молитвы, и у него родилась дочь. Девочка с первых дней своей жизни была улыбчивой и доброй, поэтому родители назвали ее Сыңғырла, что в переводе означает «звонкая».
Уже взрослая, Сыңғырла, прогуливаясь по окрестностям родного селения, познакомилась с юношей из простой семьи. Когда нукеры узнали об этом, они донесли грозному хану, что простой пастух имеет наглость заглядываться на его дочь. Хан тут же приказал казнить юношу. Сыңғырла долгое время плакала, сидя на скале, от слез девушки появилась река. Девушка не смогла смириться с утратой и приняла решение умереть после смерти своего возлюбленного.
О появлении озера Кунакай, расположенного рядом с районным центром, у чингирлаусцев есть не менее захватывающая история. В одной семье долго не было детей. Печалились родители по этому поводу и каждый день молили Всевышнего послать им ребенка. Проводя бессонные ночи, они мечтали, смотря на звездное небо, что если родится дитя, то они назовут его Жұлдыз (Звезда). Ведь это имя подходит и мальчику, и девочке. Спустя 5 лет, ночью, когда луна была полной, родилась у них дочь.
Устроили родители на радостях той, где собрался весь аул. А дочь назвали Айгуль (Лунный цветок) в честь луны, освещавшей землю в ту ночь. Все поздравляли семью с радостным событием, желали матери и ребенку здоровья, счастья и благополучия.
Неожиданно шум веселья стих. Никто не заметил появившуюся вдруг откуда-то старую женщину. Дурная молва ходила о ней по аулам. Все ее боялись. Мать, прижав ребенка к груди, хотела спрятаться в юрту. Но старуха, глядя матери в глаза, ласково сказала: «Долго ты ждала ребенка, он послан тебе Богом. Но у этой девочки две жизненные судьбы, как и два имени. Когда ты просила дать тебе дитя, в мечтах ты его называла Жұлдыз, а теперь ты решила назвать ее Айгуль. Назовешь Жұлдыз – и дочь твоя проживет долгую и счастливую жизнь, а если назовешь Айгуль, то случится беда, девочка умрет».
Шли годы. В 17 лет девушка превратилась в настоящую красавицу. Но она все чаще становилась задумчивой, что-то тяготило ее. В лунные ночи выходила из юрты, и родители не могли ее найти. Перед рассветом она так же внезапно появлялась в юрте, как и исчезала. Предсказания старухи сбылись. Айгуль жила двойной жизнью. Ночью – птица, днем – человек.
Однажды, возвращаясь перед рассветом домой, пролетая над озером, она вдруг почувствовала сильную боль в сердце. Склонив голову, увидела впившуюся в грудь стрелу охотника. Непослушными стали крылья – и она упала на землю. В этот момент с первыми солнечными лучами Айгуль снова превратилась в девушку. Кровь из раны била сильной струей, стекая в озеро, которое на глазах стало глубоким и полноводным. А Айгуль, обескровленная, превратилась в каменный цветок.
Родители горевали, а жители аула дивились неожиданному чуду. Вскоре безутешная мать поведала всем тайну исчезновения дочери. На берегу образовавшегося озера люди справили ей поминки и дали водоему название Кунакай (в переводе – в гостях у Айгуль). Девушка, прожившая две разные жизни, не ушла бесследно, а оставила после себя память – полноводное озеро.
– Да, история печальная, но когда после услышанного взираешь на природные красоты, осознаешь единство и гармонию человека и природы. Известно, что в последние годы стало известно об интересных археологических находках на территории района?
– Одним из чудес Чингирлауского района по праву являются песчаные долины Аққұм (белые пески). Их протяженность – 18 км. Они расположены недалеко от Алмазненского сельского округа. По предположениям специалистов от археологии, древней истории, в X-XI веках, возможно, здесь располагалось большое поселение, нечто вроде города, который был центром торговли. Предположительно, город исчез после войн между местными племенами. Об этом говорят найденные здесь при археологических раскопках золотые украшения и оружие. Исследования продолжаются, поэтому утвердительно говорить еще рано о чем-то.
Песчаные долины называют песчаным городом Аққұм. Местные жители говорят: «У Аққұм есть своя загадка». Есть поверье, что в разное время и разных местах долины появляется родник с прозрачной водой, из которого путник может утолить жажду. И по сей день кое-то уверяет, что пил из этого родника, а кто-то опровергает эти слова, говоря, что загадочный водоем – это лишь выдумки местных жителей.
Курганный комплекс позднесарматского времени близ села Сегизсай включен в реестр «Сакральные объекты Казахстана общенационального значения», а 5 природных достопримечательностей района вошли в книгу «Региональные сакральные объекты Казахстана».
– Пусть он считается самым маленьким в мире по размерам, но водопад в степи – это уже уникум! Вы, конечно, поняли, что речь идет еще об одном природном чуде из ваших мест!
– Водоем Сарқырама находится в Карагашском сельском округе и берет начало от родника с деревцем Қыз әулие (священная дева). Согласно рассказам старожилов, здесь в военные годы силами женщин вручную была воздвигнута плотина, приведшая к образованию пруда, который использовался в хозяйственных нуждах. Пруд имеет округлую форму диаметром около 1 000 кв. м, глубина водоема достигает 5 м. В юго-западной его части образовался водопад высотой чуть больше метра.
Вода пруда имеет относительно низкую температуру и практически не зависит от температуры окружающего воздуха ввиду своей проточности. Она необычайно прозрачная и пресная. Местные жители считают место, где растет деревце Қыз әулие, священным. Люди, посетившие водопад, считают своим долгом прийти на это место и повязать на дерево кусок белой ленты, бросить монетку и загадать свое желание.
Легенда об этом месте рассказывает о девушке по имени Салиха. К ней во сне приходил белобородый старец и просил чистить ночью родник – так, чтобы никто не увидел. Говорят, дух девушки до сих пор появляется на берегу водоема, забирая себе кусочек душистого мыла.
Сегодня Сарқырама – излюбленное место отдыха населения в летние месяцы и одно из семи природных чудес района.
– Расскажите, пожалуйста, об остальных из семи чудес Чингирлау?
– Величественный Шоқайтерек – такое название получило большое дерево, что растет вблизи села Шоқтыбай. Его не могут обхватить даже шесть человек. Трещины ствола от удара молнии выглядят, как раны на теле человека, нанесенные веками. Шоқайтерек растет. Местные жители называют его предком всех деревьев в окрестностях и рассказывают легенду, связанную с появлением этого дерева.
Много лет назад жил в этих степях справедливый батыр по имени Шокай. Любил он очень свою кобылицу, называя ее ласково Дала ханшайымы, что в переводе значит «повелительница степей». Однажды разбойники из другого селения напали на родные края Шокай-батыра. В бою его сильно ранили. Несмотря на это, он смог защитить родные земли и близких.
Раненый Шокай решил прилечь в тени молодого деревца. Видя физическую боль своего хозяина, кобылица начала носить из реки воду и брызгать ему в лицо, чтобы привести его в чувство. Шокай был сильно удивлен уму лошади. Но постепенно силы покинули батыра, и он умер. Преданное животное и тогда не оставило своего хозяина: кобылица копытом раскопала под деревом могилу и похоронила батыра. Каждый день она поливала дерево у места захоронения Шокай-батыра, чтобы все помнили и чтили его отвагу и мужество. Так и появился Шоқайтерек.
Ласковой называют чингирлаусцы реку Илек, на берегах которой расположились два сельских округа района. Местные жители и гости района могут насладиться красотой реки, летом купаться, ловить рыбу, устраивать пикники, а зимой – кататься на льду.
Район славится обилием рек и озер, в том числе и соленых. Река Илек считается самым большим водоемом района. За ее живописные берега и чистые воды чингирлаусцы внесли ее в список чудес района.
– Что предпринято в районе по развитию туризма, и что еще необходимо сделать?
– Несколько лет назад энтузиасты краеведения руководитель местного музея Тлеген Калиев и журналист Адак Шотпанов задумали проект для привлечения в родной район туристов. Назывался он «Семь чудес Чингирлау». По собранному материалу была выпущена брошюра. Когда в 2018 году в рамках программы «Рухани жангыру» в районе был открыт первый музей – филиал Западно-Казахстанского историко-краеведческого музея, отдельная экспозиция была посвящена этой теме. Здесь разместили фотографии, экспозиции, посвященные флоре и фауне местности, ввели QR-коды.
В планах также выпустить туристическую карту, куда кроме природных достопримечательностей будут внесены родники, колодцы, изготовить хотя бы специальные таблички с указанием названия объекта, направления и расстояния до него, чтобы об этих местах узнали не только любители завораживающих пейзажей, но и инвесторы, готовые подхватить идею создания в районе уникальных туристических маршрутов.
В Чингирлауском районе активно работает центр детского туризма и отдыха. Очень дельные инициативы исходят от наших учителей, которые вместе с учащимися пополняют школьные музеи новыми экспонатами, пишут историю местности, собирают воспоминания старожилов.
От областного центра г. Уральска до Чингирлау есть хорошая автотрасса, в нашем райцентре имеется железнодорожная станция, откуда можно прибыть к нам из других областей Казахстана и соседней России. Относительно недалеко от нас г. Оренбург, сейчас строится новая автодорога в этом направлении.
Однако проблемы есть. Мы понимаем, что одних легенд и большого природного потенциала для развития туристической сферы мало.
Из года в год растет число желающих увидеть наши красивые места природы. Летом в наш район приезжает 5-10 тысяч человек. Наша цель – сделать их пребывание в районе организованным, запоминающимся. Для этого стараемся создать более развитую инфраструктуру, ориентированную на привлечение туристов.
Необходимо провести капитальный ремонт внутренних дорог, организовать подготовку квалифицированных гидов, обустроить места отдыха по современным стандартам. Мы намерены предметно разработать десятки туристических маршрутов по красивейшим местам района, поэтому приглашаем обсудить, а возможно внести свои предложения по реализации собственных туристических проектов специалистов отрасли из других регионов.
– Туризм, как известно, в мировой экономике один из самых привлекательных и высокодоходных отраслей. Заинтересованных в развитии эко и этнотуризма инвесторов мы ждем в Чингирлау!
– Увеличивающийся в район поток туристов бесспорно положительно скажется на развитии торговли, гостиничного бизнеса, сети общепита, автосервиса. По туристическим маршрутам можно было бы организовать кафе с национальной кухней, продажей айрана, шубата, кумыса.
Природа Чингирлау настолько разнообразна и великолепна, что, как бы, сама просится для организации пеших, конных, велосипедных и лыжных туров.
А если бы нашелся предприниматель, который купит хоты бы пару квадроциклов и верблюда, такое сафари можно устроить в наших Аккумах, не хуже чем в Египте! Не так сложно наладить и конные экскурсии, показать туристам горы. Или обустроить базы отдыха на озере Сарқырама с местами для купания, рыбалки.
Кстати, у нас в Чингирлау есть соленые водоемы, куда давно дикарями люди едут отовсюду исцеляться водой и грязями. И там необходимо улучшить сервис и обеспечить комфортную доставку отдыхающих на турзону.
Для желающих воплотить в районе проекты по туризму мы выдвигаем три критерия: реальность воплощения, наличие IT, обоснованный финансовый план.
– Большое спасибо, Алия Бигазиевна! Позвольте пожелать Вам и вашим землякам успешного исполнения всего задуманного. Уверена, что желающих увидеть и насладиться красивой природой Чингирлау будет с каждым годом все больше и больше!
Беседовала Роза СЫИКОВА