Каспийский Трубопроводный Консорциум (КТК) – крупнейший международный нефтетранспортный проект с участием Казахстана, России, а также ведущих мировых добывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода Тенгиз-Новороссийск. Его протяженность составляет более полутора тысяч километров. Этот маршрут по праву считается надежной системой транспортировки нефти из Каспийского региона на мировые рынки. Компания ежегодно прокачивает две трети всей экспортной нефти Казахстана.

В систему КТК поступает нефть в основном с крупных месторождений Западного Казахстана, а также сырье российских производителей. Нефть транспортируется до Морского терминала близ поселка Южная Озереевка (под г. Новороссийск), где загружается в танкеры для отправки на мировые рынки. КТК состоит из двух акционерных обществ – на территории Казахстана АО «КТК-К» и в России АО «КТК-Р». За годы своего функционирования нефтетранспортный маршрут КТК доказал свою состоятельность как с экономической точки зрения, так и в плане экологической и производственной безопасности.

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ – ЗАДАЧА №1

Охрана окружающей среды является одной из приоритетных задач КТК. В компании действует Политика в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, которой строго следуют во всех подразделениях и регионах присутствия компании.

В целях соблюдения требований экологической безопасности в компании созданы отделы по охране окружающей среды. В каждом регионе присутствуют высокопрофессиональные инженеры-экологи, которые проходят регулярное повышение квалификации и сертификацию. В КТК-К инженер по охране окружающей среды Салтанат Сапарова заняла призовое место в конкурсе «Лучший эколог среди природопользователей Атырауской области», на котором она продемонстрировала свои навыки в знании Экологического кодекса – главного документа, разработанного с учетом законодательства в области экологии и охраны окружающей среды.

Схема нефтепровода Тенгиз-Новороссийск

 

МИНИМУМ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДУ

В Казахстане нефтепровод проходит по Атырауской области через районы Жылойский, Макатский, Махамбетский, Исатайский и  Курмангазинский, а в России пересекает Астраханскую область, Республику Калмыкия, Ставропольский и Краснодарский края, то есть по территориям, имеющим различные рельеф и ландшафт, природно-климатические условия и гидрологический режим. На всей протяженности трубопровода ведется геоэкологический мониторинг, постоянно выявляются и анализируются участки, наиболее подверженные опасным геологическим процессам, таким как оползни, овражная эрозия, образование временных водотоков, размывов. По словам специалистов по охране окружающей среды, регулярно ведется визуальное обследование по всей трассе нефтепровода с целью контроля за его влиянием на компоненты окружающей среды.

Спецификой КТК является обилие переходов через поверхностные водные объекты, выполненные методом горизонтально-направленного бурения, который сводит к минимуму воздействие на окружающую среду.  Это практически не влияет на естественное состояние окружающей среды в районе прохождения трассы и исключает воздействие технических средств на флору, фауну рек, размыв донных отложений и берегов.

Для предотвращения гибели птиц при эксплуатации линий электропередач установлены птицезащитные устройства в виде колпаков из полимерных материалов. Используются защитные кожухи, изолирующие токонесущий провод в районе опоры. Кроме того, установлены ультразвуковые птицеотпугивающее устройства.

Недавно на НПС «Тенгиз» произошел случай, когда сотрудники компании спасли краснокнижную птицу — сокола балобан. Во время очередного обхода объекта Салтанат Сапарова и Жандос Джумабаев обнаружили птицу, которая не могла взлететь из-за поврежденного крыла. Они выходили сокола, и когда окрепли крылья, передали в добрые руки людей, занимающихся содержанием хищных птиц на базу «Мекен».

Безопасная и надежная технология погрузки танкеров — ВПУ (выносное причальное устройство)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При строительстве резервуарного парка использовались современные технологии. Так, стенки резервуаров выполнены из антикоррозийных стальных листов повышенной толщины. Резервуары оснащены плавающими крышами с жестким вторичным затвором высокой плотности, препятствующие выходу паров сырья. Вывод всех стоков производится по системам закрытого дренажа на высокотехнологичные очистные сооружения. Резервуары окружены обвалованием, поверхность которого покрыта мембраной высокой плотности, что не позволяет нефти проникнуть в почву. Резервуары располагаются на песчано-гравийной подушке с многослойным уплотнением, которая усилена прочным защитным материалом.

МОРСКОЙ ТЕРМИНАЛ КТК НА ЧЕРНОМ МОРЕ

В КТК применяется самая безопасная и надежная на сегодняшний день технология заправки танкеров при помощи трех выносных причальных устройств (ВПУ), расположенных более чем в пяти километров от берега ВПУ. ВПУ представляет собой плавающий буй и подводный оконечный манифольд, который через подводный трубопровод подсоединен к береговым станциям коммерческого
учета нефти.

ВПУ является наиболее надежным вариантом технического решения с точки зрения охраны окружающей среды в сравнении с береговыми причалами, т.к. требует гораздо меньшего объема проведения дноуглубительных работ, что практически исключает воздействие на флору и фауну акватории и морского дна. Танкер, пришвартованный к ВПУ, может свободно перемещаться вокруг точки швартовки, заходить с подветренной стороны для снижения воздействия на него ветра, течений и волн, что значительно снижает риск механического повреждения при заполнении нефтью и разгерметизации наливных рукавов.

СОЦИАЛЬНО-БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КТК-К
За годы своей благотворительной деятельности Консорциум вложил в развитие казахстанских регионов более 9 млрд. тенге. Средства были направлены на строительство и оснащение учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта.

И одним из приоритетных направлений в реализации социальных проектов являются программы по сохранению биоразнообразия Казахстана.

Так, в 2016 году подписан Меморандум о сотрудничестве в вопросах изучения, сохранения и восстановления биологического разнообразия Республики Казахстан посредством обмена информацией, знаниями, опытом и предоставления грантовой поддержки между КТК, МСХ РК и АСБК.

«СВЯЩЕННЫЙ САЙГАК»
C 2016 года КТК-К совместно с Казахстанской Ассоциацией сохранения биоразнообразия (АСБК) реализует экологическую программу по спасению и сохранению популяции сайгаков «Киелі киік». На эти цели Консорциум в период с 2016 по 2019 г.г. направил более 60 млн. тенге. В рамках данной программы приобретены ошейники с передатчиками модели Sirtrack/Lotek со спутниковой системой «Globalstar» и «Iridium», позволяющие с максимальной точностью отслеживать местоположение сайгаков всех трех популяций: устюртской, бекпакдалинской и уральской, а также беспилотные аппараты для мониторинга количества животных.

Благодаря успешной реализации всех мероприятий отмечена положительная динамика устюртской популяции сайгаков. Впервые почти за 10 лет найдены места окота сайгаков. На 410 тыс. га была расширена территория Иргиз-Тургайского государственного природного резервата, в котором были обнаружены более 10 тыс. сайгаков бекпакдалинской популяции.

Консорциум изначально поставил природоохранный фактор во главу угла. В Принципах КТК отмечено, что решения по инвестициям, принимаемые Акционерами, не являются
исключительно экономическими. В значительной мере они учитывают социальные реалии и соображения экологической безопасности. Консорциум дорожит своей деловой репутацией и стремится к поддержанию высоких международных стандартов качества во всех областях деятельности. Экологический подход – его ежедневная практика.

АО «КТК-К» проводит политику обеспечения безопасности и защиты здоровья людей и окружающей среды, надежно и эффективно осуществляя свою деятельность по транспортировке нефти.

КТК-К требует от всех своих сотрудников и подрядчиков самого активного и ответственного участия в решении вопросов охраны труда, производственной безопасности и сохранения окружающей среды. Компания постоянно повышает эффективность этой деятельности за счет ее регулярного анализа, принятия взвешенных решений и выделения соответствующих ресурсов.